БРАТЬЯ БОРИС И ЮРИЙ ГУСАКОВЫ -

"РЕАБИЛИТАТОРЫ АМЕРИКАНСКОЙ ЧЕЧЕТКИ".

Братья Гусаковы, популярный дуэт тэп-танцовщиков. Борис Александрович (1920-1966), и Юрий Александрович (1922-1990). Родились в Иваново, городе, находящемся в центральной части России, входящем в Золотое кольцо российских городов. Танцами начали заниматься в студии при Ивановском театре Оперетты, когда Борису было 17 лет, а Юрию 15, а тэп-танцу учились у старого польского танцовщика, работавшего некогда в Голливуде. Он им много рассказывал об американских братьях Гарольде и Файярде Николасах, и под впечатлением этих рассказов, Борис и Юрий, с его помощью, сделали свой первый танцевально-акробатический номер, благо, Борис владел элементами акробатики и обучил этому Юрия. Братья отличались трудолюбием и упорством, сделали несколько номеров, пользовавшихся успехом у публики, что позволило им выступать практически с самого начала на профессиональной эстраде.

Во время войны, в 1942 году, они попали в одну стрелковую бригаду и потом стали участниками военного фронтового ансамбля. С самого начала их номера отличались выразительностью, техничностью и стремлением к содержательности. В номере "Эх, винтовочка-винтовочка!" они демонстрировали строевую подготовку солдат Советской армии. В гротесковом "Танце фрицев", поставленном на известную тему из Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, братья Гусаковы остроумно разыгрывали приемами чечетки эпизоды замерзания и пленения фашистских горе-вояк. Их заметили и в конце войны пригласили в Ленинградский джаз-оркестр под руководством Якова Скоморовского. Позже, уже в конце войны, они перешли в Эстрадный ансамбль Центрального Дома Железнодорожников, под руководством Дмитрия Покрасса. Здесь они создали ряд номеров, принесших им успех у публики, но вызывающих негативную реакцию прессы и высокого начальства. А "Эксцентрический танец", поставленный на музыку из кинофильма "Серенада "Солнечной долины", который являлся для Бориса и Юрия Гусаковых этапным, и означал достижение определенного профессионального рубежа, был резко раскритикован за "подражание Западу", как, впрочем, и вся последняя программа Ансамбля Железнодорожников, что привело к его ликвидации. Шла "холодная война".

В начале 50-х годов братья получили приглашение от Леонида Утесова работать в его оркестре. Они начали выступать у него со "Спортивным танцем", номером проверенным и хорошо принимаемым публикой. Лирическое начало, эпизоды: фехтование (удары рапир - ритм чечетки), тяжелая атлетика и бег (тэп). Но нужен был новый репертуар, и Гусаковы обращаются к известному балетмейстеру Галине Шаховской, которая всегда точно улавливала актуальные темы для своих постановок, и находила интересные эстрадные решения для их воплощения. Основой номера, который она задумала для братьев, и назывался "Американские марионетки", была тема продажности избирательной системы США. Мастерское исполнение Гусаковыми механистических движений лощеных кукол, музыка Аркадия Островского, написанная в ритме модного тогда буги-вуги, остроумный текст, который написал Николай Эрдман и который читал Леонид Утесов, все это предопределило успех номера. Этот идеологически выдержанный номер, как и последующие ("Два мира", постановка Владимира Зернова, "Братья", постановка Галины Шаховской), а также номера, использующие фольклорный материал, например, "Венгерский" или "Мексиканское танго", которое потом вошло в кинофильм "Карнавальная ночь" Эльдара Рязанова, "реабилитировали" чечетку. Этому способствовала и политическая обстановка - в Советском Союзе наступила "хрущевская оттепель". Успех фильма и его популярность помогли Гусаковым, они много и активно гастролируют, выступая в любых условия с полной отдачей, не делая скидок на усталость и, как настоящие "эстрадники", на любых площадках от полевого стана до правительственного концерта в Кремле. Их активная творческая деятельность во многом способствовала общественному признанию тэп-танца в нашей стране.

В 1967 году, после смерти Бориса, которая случилась прямо за кулисами после выступления, Юрий берет нового партнера - Михаила Кушнера, "третьего брата Гусакова". Они продолжают выступать, как "Братья Гусаковы". В 1974 году Юрий Гусаков перешел на педагогическую работу, а Кушнер эмигрировал в США.

Я только начинал свою творческую карьеру. Это был конец 60-х годов, была "праздничная кампания" под 7 ноября, "чес", как говорили старые эстрадники. За кулисы Центрального Дома Советской армии, как метеоры, врывались "маститые", уже в гриме и почти в концертных костюмах, на ходу снимали плащи и куртки и со словами: "Мне сейчас в Колонный…", "Мне в Кремль…" вылетали на сцену. Естественно, меня, как молодого, начинающего и никуда не спешащего, отодвигали все дальше и дальше. Но я все-таки дождался, и вот уже конферансье Федор Липскеров собирается меня объявлять, как тут врываются Гусаковы, на ходу сбрасывают туфли и надевают концертные с набойкам, и я опять пропускаю свою очередь. Можете себе представить, как я волновался, когда выходил на сцену после "Братьев Гусаковых". Они танцевали "Флотский", прекрасный и элегантный номер. Я исполнял номер, поставленный учителем - Владимиром Зерновым, неистово барабанил чечетку, делал всевозможные акробатические трюки, жонглировал шляпой и тростью, и публика это оценила. Меня приняли хорошо, и я только жалел, что Гусаковы не видели моего успеха. Спустя несколько лет, когда я начал работать с моей женой Раисой, мы обратились к Юрию Александровичу с просьбой поставить номер. Он устроил нам тщательный просмотр, долго беседовал и согласился. Номер назывался "Куклы мюзик-холла", это был ремейк из его "Эксцентрического" и "Марионеток", в нем было много акробатики, жонглирования и "силового степа", как называл Гусаков это направление в тэпе (еще был "партерный"). Вообще, он был человеком философического склада ума, сочинял стихи и писал картины. Думаю, все это помогало ему жить и любить чечетку, ("этот Богом забытый жанр", - как он сам говорил), не смотря ни на что.

Голосование

Нравится ли вам искусство степ-чечетка?
 

ГАЛЕРЕЯ

  • Photo Title 1
  • Photo Title 2
  • Photo Title 3
  • Photo Title 4
  • Photo Title 5
"Step-by-Step" tap dance school

Step-by-Step. Tap Dance School.

Kharkov. Ukraine.